Экспертизу проходит:

Законопроект О переносе сроков перевода розничных рынков в капитальные строения Перейти к законопроекту »


Авторизуйтесь

  • 0 0 Колхозные рынки доживут до 2015 года?
    29.12.2014

    В России могут отсрочить на полтора-два года вступление в силу требований организовывать рыночную торговлю только в капитальных строениях. Группа депутатов от “ЕР” и “СР” внесла в Госдуму соответствующий проект поправок к ст. 24 закона о розничных рынках и к Трудовому кодексу РФ.
    СУТЬ ПРОЕКТА
    По принятому в 2006 году закону, управляющие рынками компании для реализации товаров (работ, услуг) с определенного момента должны использовать на рынках исключительно капитальные сооружения, а не временные. В прошлом году сроки вступления закона в силу уже переносились: в Москве и Санкт-Петербурге - до июля 2012 года, в столицах регионов и городах с населением более 500 тысяч - до января 2013 года (в малых и средних городах - тоже до января 2013). Теперь и эти сроки оказались недостаточными.
    Разработчики проекта предлагают делегировать муниципальным органам полномочие самостоятельно устанавливать сроки строительства комплексных зданий и сооружений для продажи отдельных видов продукции (товаров, а также выполнения работ, оказания услуг) на розничных рынках. Причем дата вступления в силу указанных положений в отношении сельхозрынков вне зависимости от их территориального расположения не меняется - с января 2015 года. Сроком завершения реконструкции в Москве и Санкт-Петербурге предлагается определить январь 2014 года. Для розничных рынков в столицах (административных центрах) субъектов РФ, в том числе в городах с населением более 500 тысяч, определение срока перевода рынков в капитальные здания предлагается передать исполнительным органам регионов.
    В настоящее время все рынки наряду с капстроениями имеют широкую сеть закрытых и открытых павильонов, ларьков, киосков, прилавков, а также стоянок для продажи продукции с автомашин. Колхозные рынки - это комплексы, где продается молодняк скота и птицы, комбикорма, удобрения, сельхозинвентарь, организована мелкооптовая торговля и продажа с авто; на этих рынках продаются товары для повседневного обихода, одежда, обувь и др. Плюс ежегодно с апреля по октябрь ведется сезонная продажа с открытых площадок овощей, фруктов, бахчевых самими производителями. Все это дает возможность производителям в урожайный сезон до половины продуктов реализовать на рынках (статистика авторов проекта). Это удобно и для покупателей, которые ведут закупки продукции, особенно в осенний период, “в больших размерах и по более низким ценам - и в конечном итоге это обеспечивает продовольственную безопасность страны”.
    Таким образом, нынешний “статус-кво” дает производителям хоть какую-то возможность обеспечивать на рынках наличие доступных по цене и качеству отечественных продуктов. А существующий запрет на торговлю в Москве и Петербурге вне капстроений со второго полугодия этого года приведет к значительному удорожанию стоимости торгового места для сельчан и “дачников”, которым станет невыгодно реализовывать выращенную продукцию. Причем реализация установленной действующим законом нормы приведет к тому, что большинство колхозных рынков на территории городов и сельских районов свернут работу либо вообще закроются.
    По мнению авторов, подобное положение было бы выгодно только крупным торговым сетям, в том числе иностранного, туманного происхождения. А “в условиях жесточайшей конкуренции российских и иностранных производителей, розничные рынки выполняют стратегическую функцию по обеспечению отечественным продовольствием граждан РФ”. Авторы отмечают, что подготовка их документа велась в рамках разработки пакета законов, направленных на поддержку сельского хозяйства и отечественных сельхозпроизводителей при вступлении России в ВТО, а также “с целью обеспечения занятости населения и стабильности в обществе”. То есть торопиться вроде надо, но слуги народа на страже патриотических интересов.
    Законопроект также вводит до 2019 года включительно упрощенный (по “упрощенной форме договора”) порядок предоставления торговых мест гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, на всех без исключения типах розничных рынков. Сейчас упрощенный порядок предоставления торговых мест предусмотрен только на сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках.
    ДОСЬЕ
    Почти одновременно “альтернативный” депутатскому законопроект внесло Заксобрание Ленинградской области. От депутатского он отличается более щадящим сроком перевода рынков под крышу (прежде всего для некрупных городов), и потому имеет меньше шансов на принятие: правительство, настроенное на скорейший переход к “нормам ВТО”, будет возражать. Областные законодатели предлагают отсрочить до 1 января 2020 года требования по переводу временных сооружений в капздания на розничных рынках, расположенных во всех населенных пунктах страны с численностью населения до 100 тысяч. По их данным, в Ленинградской области, как и в других регионах, перевод времянок в капстроения на рынках крайне затруднен.
    До вступления в силу “базового” закона на территории Ленинградской области функционировало 54 розничных рынка. С января 2013 года должна вступить в силу норма, ограничивающая деятельность рынков капстроениями. Но уже к апрелю 2012 года количество рынков сократилось до 33, из них только 18 имеют капстроения. Число предпринимателей и наемных работников, занятых на нестационарных объектах, которые станут реконструировать или закрывать, может достичь тысячи человек. Большие деньги (для перевода нестационарных объектов в капстроения, разработки проектно-сметной документации, заключения соглашений со строителями, изменения назначения земельных участков, реконструкции инфраструктуры) в условиях дефицита собственных средств и доступных кредитов приведут к резкому росту стоимости торговых мест, что отразится на цене продукции. Снизятся объемы качественной и недорогой продукции фермеров и “дачников”-грибников. И регулярной отсрочкой “упразднения рынков” на годик-полтора проблем не решить...
    Мнение
    Игорь РУДЕНСКИЙ, председатель комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству (“ЕР”):
    - Комитет в целом поддерживает законопроект группы депутатов по уточнению переходных положений закона о переводе деятельности розничных рынков в капитальные строения. Однако законопроект необходимо доработать. Так, из общих норм, уточняющих порядок оборудования (застройки) рынков и организации деятельности по продаже товаров, выведены розничные рынки, расположенные в городах с населением более 500 тысяч человек и являющиеся столицами или административными центрами субъектов РФ. При этом норм, определяющих особенности организации деятельности розничных рынков в таких городах, проект не устанавливает.
    Законопроект также наделяет субъекты РФ и органы местного самоуправления полномочиями по определению порядка и сроков перевода розничных рынков исключительно в капитальные строения. Нужно дополнить проект нормами, которые определят подходы к такому переводу. Иными словами, станет ли он единовременным для всех розничных рынков, расположенных на территории региона (муниципального образования), либо решение о переводе в капитальные здания будут принимать уполномоченные должностные лица субъектов РФ (органов местного самоуправления) отдельно по каждому из рынков по мере их готовности - не совсем ясно. Необходимо уточнить, каким органом будет регламентирован, утвержден этот порядок.
    В действующем законодательстве определены окончательные даты перевода розничных рынков в капитальные здания. Например, для сельскохозяйственных и кооперативных рынков срок перевода установлен 1 января 2015 года. Проект исключает установление единой даты на всей территории России. Из-за чего возникает опасение, что после того, как органы местного самоуправления будут наделены указанными полномочиями, сроки могут сократиться и, соответственно, положение сельскохозяйственных (кооперативных) рынков может ухудшиться. Одновременно при установлении различных подходов и требований к организации розничных рынков в зависимости от места их территориального расположения есть угроза формирования неравных конкурентных условий функционирования таких рынков.

    Оставьте свой коментарий

    Отправить